logo_sotrud1ru logo_sotrud2ru
   
Русский
Новости ОАШ Библиотека Фотогалерея Партнеры О нас   Вопрос-ответ
   

Конфликты в школе/школьные службы медиации (примирения)

Школьные службы медиации

Зачем нужны школьные службы примирения?

Все подростки время от времени (а дети «группы риска» чаще) вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам, избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Что такое Служба примирения?

Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

при конфликте снизить административные, карательные воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;
реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;
включать подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте;
строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность;
дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.

При поддержке взрослого куратора в Службе работают сами школьники. Это важно, поскольку:

подростки лучше знают ситуацию в школе;
ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;
деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;
это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Что такое программы примирения?

Важным результатом разрешения конфликта является

а) преодоление враждебности между сторонами и

б) участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.

Встречи участников конфликта, организуемые ведущим (медиатором, нейтральным посредником) за «столом переговоров», называются программой примирения.

Ведущий необходим в связи с тем, что сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а снижает «градус эмоций» и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко находит с ними контакт.

Список источников:

1.Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю./ Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации/ МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009

2.Официальный сайт Общественного центра «Судебно-правовая реформа» http://sprc.ru/shsp_index.html

 

С ноября 2013г. по сентябрь 2014г. на территории Красноярского края реализован партнерский проект «Конфликты в школе: способы конструктивного реагирования участниками образовательного процесса».
Проект поддержан в рамках грантового конкурса РОО «Институт проблем гражданского общества» на основании Распоряжения Президента РФ № 115-рп от 29 марта 2013 года «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества»
Цель проекта: создание устойчивой модели формирования и развития конфликтной компетентности участников образовательного процесса в Красноярском крае.
Основные партнеры проекта:
Красноярская региональная молодежная общественная организация Центр «Сотрудничество на местном уровне» (КРМОО Центр «Сотрудничество»)
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ККИПКиППРО)
Кафедра деликтологии и криминологии Юридического института СФУ

Проект реализован при информационной и административной поддержке:
представители науки (профессорско-преподавательский состав СФУ),
Министерства образования и науки Красноярского края,
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края,
Управления образования администрации г. Красноярска.

Школьная среда как место взросления ребенка и становления его как личности формирует чувство эмоциональной безопасности ребенка, которая позволяет ему ощущать себя принимаемым, уважаемым и ценным. Школьная среда – это результат совместных усилий всех участников образовательного процесса. Чувство безопасности во многом зависит от способов реакции образовательного учреждения на конфликты, ежедневно возникающие в школьной среде, наличия у участников образовательного процесса соответствующей конфликтной компетентности.
На данный момент важность наличия конфликтной компетентности у учителей уже не вызывает сомнения и находит закрепление в нормативных актах разного уровня: ФЗ «Закон об образовании» (идея создания комиссий по урегулированию споров), «Национальная стратегия действий в интересах детей» (внедрение восстановительных практик и школьных служб примирения), новые федеральные государственные образовательные стандарты (как заказ на формирование новой личности, владеющей переговорной и конфликтной компетентностью), решения Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, направленные на внедрение школьных служб примирения.
Конфликтная компетентность характеризуется наличием знаний о конфликте, рефлексивной культуры, эмоциональной саморегуляции, обладания навыками эффективной коммуникации, в том числе и в трудных ситуациях, умения вести переговоры и договариваться в ситуациях возникающих противоречий, владения технологиями конструктивного разрешения конфликтов, умения принимать решения.
Компетентность формируется только в деятельности, и требует специализированной системы подготовки кадров, скоординированных управленческих действий по внедрению компетенции в образовательную среду, методического обеспечения, мониторинга качества деятельности.
Внедрение в школу технологий новых способов реагирования на конфликты возможно через «проводников - учителей», которые, обладая конфликтной компетентностью, создают в своих образовательных учреждениях новые практики (отдельная социальная услуга, служба примирения, медиация, конфликтная и примирительная комиссия и тд.), демонстрируют конструктивные способы реагирования на конфликты, транслируют знания в данной области детям, коллегам, родителям.

Деятельность в рамках проекта:

• разработка и тиражирование комплекта проектных и методических документов;
• формирование профессионального сообщества;
• работа 12 пилотных площадок (январь-май 2014г.);
• проведение проектных семинаров, тренингов и курсов повышения квалификации педагогов (декабрь 2013 г., февраль 2014г.)
• серия просветительских мероприятий для участников образовательного процесса (февраль-апрель 2014г.);
• профессиональная супервизия пилотных площадок проекта (февраль 2014г, март 2014г.);
• проведение просветительских семинаров (август - сентябрь 2014г.);
• итоговая конференция (май 2014г.).

 

«<1234>»
Страница 1 из 4

Материалы проекта

Материалы проекта

Архив

« Декабрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 
   
К
О
Н
С
У
Л
Ь
Т
А
Ц
И
И