logo_sotrud1ru logo_sotrud2ru
   
Русский
Новости ОАШ Библиотека Фотогалерея Партнеры О нас   Вопрос-ответ
   
Главная
Главная >  Вопрос-ответ >  Часто задаваемые вопросы
Часто задаваемые вопросы
Задать вопрос

Мы около года назад создали свое молодежное добровольческое объединение. Но в местном сообществе о нас до сих пор знают лишь немногие. Как нам эффективнее рассказать об объединении и о нашей деятельности местному населению?

Для начала Вам необходимо ответить на вопрос «Для чего Вы хотите, чтобы о Вашем добровольческом объединении знали в местном сообществе?». Ответив на этот вопрос, Вы сможете лучше понять, каким образом для кого именно вы хотите провести информационные кампании.
Далее Вам необходимо продумать план продвижения Вашего добровольческого объединения в местном сообществе. Здесь Вам необходимо раскрыть следующие пункты: работа сайта добровольческого объединения, продвижение в социальных сетях, PR, специальные события и реклама вашего добровольческого объединения.
Более подробную информацию читайте в руководстве по созданию и организации деятельности добровольческих центров « ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ПОД КЛЮЧ» (стр. 46-71) в нашей электронной библиотеке по ссылке

Здравствуйте, в нашем районе возникает необходимость координации действий разных добровольческих групп и объединений. Для этого необходим определенный координирующий орган. Посоветуйте, что это может быть за орган, каковыми могут быть его задачи и функции, как он должен взаимодействовать с другими организациями и учреждениями района?

Действительно, в некоторых районах сейчас возникают схожие ситуации и ваши коллеги в таких случаях создают МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ (МДЦ).
МДЦ - профильная некоммерческая организация или ее часть (структурное подразделение, программа), предметами деятельности которой являются вопросы поддержки добровольческих инициатив граждан и организаций, вопросы развития добровольчества в качестве социально значимого явления (Рабочая книжка № 1 участника стажировки в Санкт-Петербурге «Функции и услуги добровольческих центров», 30июля - 3 августа 2012 года).
Как создать такой МДЦ, как прописать его задачи и функции, как запустить его деятельность – подробнее читайте в руководстве по созданию и организации деятельности добровольческих центров « ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ПОД КЛЮЧ» (стр. 9-43) в нашей электронной библиотеке по ссылке

В своей организации мне предложили взять на себя работу с добровольцами. Подскажите, какие моменты я должна учесть, чтобы наладить эффективную работу с добровольцами?

Выдержки из Руководства по организации деятельности добровольческих объединений

Важным аспектом является подготовка координатора добровольческой деятельности. Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом или основной деятельностью организации) согласованности действий работников и добровольцев с целью устранить параллелизм и дублирование в работе, а также поддержке добровольцев, осуществлении постоянного набора и сопровождения их деятельности.

При работе с добровольцами координатору нужно:
• четко формулировать требования и ожидания от добровольца;
• определить в какой поддержке нуждается доброволец;
• организовывать формальные и неформальные встречи с добровольцами с целью обмена опытом, создания системы поддержки друг друга;
• быть внимательным и доброжелательным.

В сферу ответственности координатора добровольцев:
• планирование набора добровольцев;
• составление описание добровольческих вакансий;
• собеседование и отбор добровольцев;
• организация взаимодействия с благополучателями – физическими и юридическими лицами;
• введение отчетной документации о деятельности добровольцев;
• распространение информации о добровольческой деятельности;
• оценка труда добровольцев;
• создание условий по поощрению и продвижению добровольцев.

Эффект работы координатора добровольцев во многом зависит от наличия у него следующих навыков:

• грамотного общения с людьми;
• понимания нужд и желаний добровольцев;
• гибкости и умения приспосабливаться к изменяющимся требованиям и интересам;
• способности к достижению компромиссов;
• умение определять потенциальные возможности людей и создавать условия для их осуществления.

Личность координатора оказывает огромное влияние на работоспособность добровольцев и играет ключевую роль в формировании у них преданности делу. А это возможно только в том случае, если координатор заинтересован в своей работе и развитии добровольческого движения.

Какое примерно количество школ по России включено в движение ОАШ (являются школами ОАШ)?

Мониторинг, проведенный весной 2011 года Координационным советом ресурсных центров общественно-активных школ, показал, что более 600 образовательных учреждений из 35 регионов РФ, реализуют в своей деятельности модель общественно-активной школы.

Весенняя неделя добра - 2013, какой она будет. Сроки, девизы и направления дней.Возможно, Положение о ВНД-13. С уважением, Н.Хохлова, Большереченский РЦ ОАШ.

XVII Весенняя неделя добра (ВНД-2013) – ежегодная общероссийская добровольческая акция пройдет с 20 по 27 апреля под общим девизом «Мы вместе создаем наше будущее!»

Приглашаем все заинтересованные общественно-активные школы включиться в мероприятия ВНД-2013! Разместить информацию о своих мероприятиях Вы можете на Всероссийском портале общественно-активных школ www.cs-network.ru

Цели ВНД: популяризация идей, ценностей и практики добровольчества; активизация созидательного добровольческого потенциала; вовлечение молодежи в социальную практику; укрепление общественно-государственного партнерства в совместном решении социальных проблем.

Цели и задачи ВНД полностью отвечают приоритетам государственной политики в области поддержки добровольчества, государственной молодежной и социальной политики, и нацелены на их реализацию. Весенняя неделя добра, в которой ежегодно участвуют более 1 млн. добровольцев России, из них большинство молодые добровольцы, - это визитная карточка российского добровольческого движения! Программа ВНД включает десятки тысяч региональных и локальных добровольческих мероприятий, проектов, акций. В их числе сдача донорской крови, благоустройство школьных территорий, посадка деревьев, уборка скверов и парков; проведение благотворительных концертов. Осуществляется сбор вещей, книг, игрушек, денежных средств и многое другое, направляемых на оказание адресной помощи больным детям, пожилым, одиноким и иным людям, нуждающимся в особой заботе общества. В финансовом выражении вклад добровольцев в социальную сферу за одну неделю составляет ежегодно сотни миллионов рублей!

Наряду с традиционными направлениями, такими как молодёжное добровольчество и мероприятия, посвященные помощи и заботе о ветеранах ВОВ, приоритетными ВНД-2013 года, как и в 2012 году определены: социально ориентированные виды деятельности, осуществляемые добровольцами в социально ориентированных некоммерческих организациях (СО НКО) и иных видах организаций. В связи с проведением в 2013 году Универсиады-2013, подготовкой Олимпиады «Сочи-2014» во многих регионах одним из приоритетных направлений является спортивное волонтерство.

В 2013 году Неделя добра откроется в субботу 20 апреля. Традиционно во многих школах уже накануне ВНД и в течение всей Недели добра проводятся «УРОКИ ДОБРА» с младшими школьниками. Это уроки, на которых добровольцы рассказывают младшим школьникам о добре, обсуждают, что уже доброго сделано детьми (рефлексия), помочь им подготовить мероприятия, проекты в Весеннюю неделю добра, рассказать о мероприятиях, акциях и проектах, которые будут проводиться в течение всей Недели и пригласить их к участию.

20 апреля – открытие Недели добра, Национальный День Донора. Проведение торжественных мероприятий, посвященных открытию акции. В этот день, как правило, будут проводиться социальные и экологические акции, торжественные праздники и мероприятия добровольческого труда. Во многих школа страны пройдут открытые Уроки добра в младших классах. Осуществление общественно полезных проектов, акций добрых дел.

21 апреля осуществление мероприятий ВНД по разработанным региональным и местным планам, освещение добровольческих действий в СМИ.

22 апреля День Земли. Проводится множество экологических акций, мероприятий, посвященных Дню Земли.

С 23 по 26 апреля - продолжение осуществления мероприятий ВНД по разработанным региональным и местным планам, освещение добровольческих действий в СМИ.

27 апреля - закрытие ВНД, торжественное подведение итогов, награждение и признание участников.

27 апреля день закрытия ВНД -2103 совпадает с Российским днем молодых добровольцев, который традиционно проводится в рамках Всемирного дня молодежного служения (ВДМС).

В 2013 году ВДМС на глобальном уровне проводится с 26 по 28 апреля. День молодых добровольцев России – это признание молодых добровольцев за их добровольческое бескорыстное участие в решении социальных проблем сообществ.

Как провести собеседование с добровольцами? Есть ли определенный алгоритм?

Цель собеседования - определить опыт, навыки и интерес (мотивы) к предлагаемой работе. Вот примерный алгоритм собеседования:

1. Предварительно просмотреть имеющуюся о кандидате информацию.

2. Составить список вопросов, на которые необходимо получить ответ. Это могут быть вопросы: Почему доброволец пришел в организацию? Что он хочет получить от этой работы? Есть ли у него опыт работы? Какие перспективы для себя он видит? Что он любит делать в свободное время? Какой он видит для себя идеальную работу?

3. Проведите собеседование в спокойной обстановке. Желательно, чтобы никто не мешал вашей встрече. С самого начала собеседования доброволец должен почувствовать к себе внимание со стороны вашей организации. Спокойная обстановка и доброжелательность с вашей стороны будут способствовать этому. Для создания обстановки доверительности беседы сядьте рядом с ним, вас не должны разделять какие-либо предметы.

4. Представьтесь. Расскажите об истории своей организации, о ее настоящем и перспективах.

5. Узнайте, что интересует добровольца. Почему он к вам пришел? Составьте представление о нем как о человеке. Это делается для того, чтобы не разочаровать его предлагаемой работой.

6. Расскажите о работе, которая на ваш взгляд, подошла бы добровольцу. Узнайте мнение добровольца. Дайте ему письменное описание работы.

7. Назовите возможные преимущества и поощрения, которые может получить доброволец от выполняемой работы и от вашей организации.

8. Оставьте время для вопросов.

9. Дайте добровольцу анкету, в которую он может внести, интересующую вас информацию, и договоритесь о времени следующего визита.

10. Составьте краткий письменный отчет о проведенном собеседовании, отразив в нем ответы на поставленные вопросы, а также впечатления о внешности, коммуникабельности, опыте, доброжелательности и дайте ваши рекомендации по дальнейшей работе добровольца.

После собеседования Вы определяете окончательно, подходит ли организации такой доброволец.

Какие мотивы добровольческой деятельности существуют? Как мотивировать добровольцев?

После проведенных Кампаний по набору добровольцев вы будете иметь некоторое количество претендентов, даже если их не будет столько, сколько бы хотелось, вам все равно нужно понимать, что за люди перед вами и с какой целью они пришли к вам в организацию, чего они ждут от вашего взаимодействия и готовы ли они разделять ценности вашей СО НКО.

Центральным действием этого шага станет собеседование с добровольцами. Ваша задача - понять интерес добровольца (каковы его мотивы).

Каждым человеком движут собственные мотивы в соответствии с его жизненными ценностями и опытом. При этом основным мотивом деятельности людей всегда служит желание удовлетворить собственные потребности.

Первичная мотивация – это мотивация, с которой доброволец пришел в организацию.

Большинство людей начинает испытывать заинтересованность в работе, если удовлетворена хотя бы одна - или более - из трех основных социальных потребностей:

  • Потребность в достижениях
  • Потребность в принадлежности
  • Потребность оказывать влияние

Люди с высокой потребностью в достижениях (часто встречаются среди исполнительного персонала) стремятся выполнять свою работу наилучшим образом. Они обычно сосредоточены на задании и предпочитают работать в одиночку. Им нравится поощрять других и самим получать поощрения – это помогает им достичь подтверждения хорошего качества своей работы. Эти люди много говорят об успехах и достижениях.

Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивации «Потребность в достижениях» могут быть: • обеспечение конкретности поручаемых заданий • обеспечение адекватности поручаемых заданий возможностям человека • поручение контролировать и оценивать работу других, осуществлять поощрение • фиксация успехов и достижений, разнообразные поощрения • предоставление возможности освещать успехи и достижения организации (например, на итоговых собраниях организации) При позитивном мотивировании эти люди могут быть эффективными администраторами, секретарями, профильными специалистами, работа которых требует индивидуальной ответственности.

Люди с высокой потребностью в принадлежности (часто являются добровольцами) мечтают о дружеских отношениях. Для них гораздо важнее не достигать, а принадлежать, быть частью чего-либо. Самое главное для них – человеческие взаимоотношения. Такие люди любят работать в коллективе и приобретают много верных друзей. Они хорошо ладят с окружающими, но избегают руководящих должностей, поскольку для них всегда на первом месте люди. Будучи слишком ранимыми, они стараются не участвовать в конфликтах, конфронтации, не замечать вызова. Они будут усердно работать на благо команды.

Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивации «Потребность в принадлежности» могут быть: • создание благоприятной теплой дружеской атмосферы в команде • обеспечение доброжелательного внимания лидеров • поручение заданий, требующих короткого времени исполнения • обеспечение значимой для организации работы, но не в связи с управлением • поручение подготовки и ведения мероприятий, связанных с неформальной жизнью команды (праздники, вечеринки, поездки, поздравления и т.п.) • предложения разработки стиля, логотипа организации, другой символики При позитивном мотивировании эти люди могут быть эффективными социальными работниками, PR-специалистами, пресс-секретарями, фандрайзерами.

Люди, у которых наиболее ярко выражена потребность оказывать влияние (часто встречаются в организациях-донорах, в структурах власти, в деловых кругах), обычно стараются повлиять на ситуацию и на других людей. Их мотив часто называют «мотивом власти». Из этих людей получаются хорошие лидеры (как формальные, так и неформальные). Их желание поддержать, дать необходимые советы и рекомендации, бывает очень полезным. Они оказываются хорошими социальными организаторами и часто предпринимают попытки изменить что-то к лучшему.

Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивации «Потребность оказывать влияние» могут быть: • предложение сотрудничества в достижении высоких целей • предложение заданий, для которых необходимы качества лидера и наставника • включение в деятельность, связанную с разработкой стандартов управления, деятельности, проектов • содействие развитию их экспертных, консультационных, тренерских и наставнических способностей и навыков. При благоприятных условиях и позитивном мотивировании эти люди становятся эффективными членами руководящих органов, донорами, экспертами, менеджерами, тренерами, наставниками

Каждый из нас в той или иной мере испытывает все эти три потребности. Для большинства людей доминирующей оказывается одна из них, для некоторых – две. Люди, у которых все три мотива выражены одинаково сильно, встречаются редко. Руководители и лидеры могут использовать различные стили общения, давать разнообразные задания, формировать условия и создавать ситуации, чтобы усилить мотивацию людей. Способами выявления мотиваций могут быть: анкетирование, тестирование, экспертиза специалистов (например, психологов, социальных работников и педагогов), собеседование. Определяйте способы выявления мотиваций людей, приемлемые для Вашей организации. Выявляя мотивации, Вы сможете более уверенно осуществлять отбор и, впоследствии, выстраивать взаимоотношения с добровольцами и достигать большей результативности в работе. Итак, ваша задача на этапе отбора найти полезного добровольца для необходимой работы. У потенциального добровольца задача — найти полезную и интересную для него область деятельности. Важно адекватно соединить эти интересы в момент отбора (например, собеседования). Любой отбор добровольцев начинается с собеседования. Форма собеседования может быть индивидуальная и групповая. Для отбора добровольцев можно использовать и другие способы: наведение справок, просьба представить рекомендации, проба в работе и другие. Если доброволец проходит отбор, не откладывайте в долгий ящик следующий контакт с ним, назначайте следующую встречу как можно быстрее (ориентируйтесь на его возможности). Если Вы отказываете потенциальному добровольцу, то продумайте форму, в которой это лучше сделать. Если человек не соответствует требованиям, не бойтесь отказать, но лучше предложите ему другую работу, или ориентируйте на работу в другой организации.

Как грамотно сформировать добровольческую вакансию, чтобы наиболее полно отразить в ней все требования и условия работы?

Необходимо наиболее точно определить роли и подробно сформулировать обязанности персонала и добровольцев.
Это уменьшит неразбериху в повседневной работе и обеспечит более высокий социальный эффект от деятельности организации.
При формулировке добровольческой вакансии вы определяете и прописываете:
• общие цели и задачи персонала и добровольцев (это цели и задачи самой организации);
• сферу ответственности персонала и добровольцев;
• роль персонала и добровольцев;
• обязанности персонала и добровольцев;
• подчиненность персонала и добровольцев.
Цели и задачи у сотрудников и добровольцев общие. Общими (одинаковыми) могут быть сферы ответственности (например, оказание поддержки пожилым людям или распространение информации) и роли (например, лидер или исполнитель), а обязанности  - всегда разные! Никогда не дублируйте обязанности оплачиваемых работников и добровольцев! Это внесет напряжения в межличностных отношениях и обязательно приведет к конфликтным ситуациям.
После этого вы сможете сформировать добровольческую вакансию. Ее роль трудно переоценить. С помощью четко описанной добровольческой вакансии вы сможете уверенно проводить кампанию по набору добровольцев. Например,  размещать информацию в учебных заведениях, проводить конкурсы, направлять заявки на добровольческие ресурсы в Добровольческий Центр, или Агентство, участвовать в ярмарках добровольческих вакансий, проводить выступления и презентации, работать со СМИ и т. д.).
Пример описания добровольческой вакансии:
1. Название вакансии:
2. Для кого/с кем будет работать доброволец (клиенты, объекты):
3. В чем заключается добровольная работа (основные обязанности):
4. Условия, работы добровольца/добровольцев:
• опишите место работы добровольца (в офисе, реабилитационном центре, в приюте, на дому у клиента, на улице и т.д.);
• укажите временной график работы (сколько дней и часов в месяц, в неделю, в день);
• укажите, чем (как) обеспечивается работа добровольца, какие материалы, оргтехника, инструменты для работы, спецодежда, средства ухода, индивидуальные средства защиты и т.д. предоставляются добровольцу для работы;
• укажите, чем гарантируется безопасность (если необходимо), например, страховка;
• укажите, какие затраты добровольца компенсируются.
5. Дополнительные возможности для добровольцев:
• обучение;
• питание;
• предметы с символикой;
• досуг и отдых;
• иное
6. Количество добровольцев, которое требуется для указанной работы
7. Требования, предъявляемые к добровольцу/добровольцам:
• Пол и возраст добровольца/ добровольцев
• Образование
• Профессиональный опыт
• Жизненный опыт
• Практические навыки
• Свободное время
• Место проживания
• Иное

Как можно поощрять добровольцев?

Поощрение добровольцев является важной частью организации работы с добровольцами и может послужить усилению мотивации.  Правила поощрения:

  •  Выбирайте виды и способы поощрений, но обязательно поощряйте!
  • Поощряйте добровольцев часто и периодически.
  • Делайте это по-разному.
  •  Делайте это с уважением.
  • Отмечайте личность, а не работу.
  • Поощряйте соответственно значению достижения.
  • Используйте индивидуальные подходы.  

Примеры используемых поощрений (бонусов):

  • признание и благодарность со стороны НКО/ государственных структур, в том числе в письменном виде (благодарственные письма в адрес учебного заведения, родителей);
  • возможность неформального общения, совместный досуг, совместные чаепития после мероприятий  (клуб для встреч волонтеров по интересам);
  • возможность бесплатно обучаться и приобретать дополнительные навыки;
  • выдача сертификатов о прохождении обучения, рекомендательные письма;
  • возможность участвовать в конференциях, съездах, профильных лагерях и т. п.;
  • делегирование представительских функций от организации;
  • «карьерный» рост в организации, возможность реализации более сложных задач и самостоятельных проектов;
  • возможность участия в принятии решений;
  • встречи со звездами и известными людьми;
  • сувениры, призы;
  • возможность поработать на компьютере, «посидеть» в Интернете.
  • публикации в СМИ с указанием фамилии или размещением фотографии.
  • компенсация расходов, связанных с волонтерской деятельностью.

Принципиальное значение имеют регулярность поощрения волонтеров, искренность внутренней атмосферы, объективность оценки вклада каждого. Функция мотивации добровольцев лежит на лидерах организации и координаторах добровольцев.

По каким дням социально ориентированные НКО могут получить консультацию по добровольчеству?

Время проведения консультаций:
Вторник – четверг  с 11.00 до 16.00 часов, по предварительной записи.
Консультирование проводят сотрудники КРМОО Центр «Сотрудничество» по адресу ул. Маерчака 3, каб. 210 (при себе иметь  копию свидетельства о регистрации СО НКО)

«<12>»
Страница 1 из 2
powered by SM FAQ

Материалы проекта

Архив

« Декабрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 
   
К
О
Н
С
У
Л
Ь
Т
А
Ц
И
И